Информационная открытость СРО
Саморегулирование представляет собой инициативную и предметную деятельность участников рыночных отношений, направленную на развитие различных отраслей, повышение качества производимой продукции и обслуживания, а также осуществление контроля в рамках саморегулируемых организаций за соблюдением установленных правил и стандартов организациями, предпринимателями и частными лицами, входящими в состав саморегулируемых организаций.
Поскольку основной целью саморегулирования является развитие отраслей и повышение качества товаров или оказываемых услуг, саморегулирование немыслимо без соблюдения всеми субъектами системы СРО (участниками СРО, объединениями СРО и самими саморегулируемыми организациями) принципа информационной открытости.
Только прозрачность деятельности участников рынка может обеспечить надлежащее отношение каждого из них к предмету своей деятельности и завоевать доверие потребителей.
Юридические аспекты принципа информационной открытости СРО
Принцип информационной открытости саморегулируемых организаций закреплен как в базовом нормативно-правовом акте – Законе «О СРО» за номером 315-ФЗ, так и в отраслевом федеральном законодательстве.
В статье седьмой 315-ФЗ законодатель возлагает на СРО обязанность по обеспечению заинтересованных лиц информацией относительно самой СРО и ее участников и устанавливает правила о том, что каждая СРО обязана:
- Предоставлять информацию обо всех входящих в ее состав участниках и условиях их членства;
- Предоставлять информацию о системе обеспечения имущественной ответственности, установленной в СРО, а также о порядке обращения потребителей и иных заинтересованных лиц за соответствующими выплатами;
- Предоставлять информацию о системе органов СРО, их структуре и компетенции, а также о решениях, которые были приняты управленческими органами СРО;
- Раскрывать содержание утвержденных стандартов и правил деятельности для участников СРО;
- Предоставлять сведения о компенсационном фонде;
- Предоставлять сведения о компаниях и частных лицах, утративших членство в организации и об основаниях их выбытия из состава СРО, а также сведения о вновь вступивших участниках;
- Предоставлять информацию обо всех случаях, когда участники СРО привлекались к дисциплинарной или иной ответственности, а также обо всех исках и иных заявлениях СРО, поданных в судебные органы;
- Предоставлять сведения о выданных аттестатах, если СРО осуществляет обучение в рамках повышения квалификации с аттестацией;
- Предоставлять сведения о проведении и результатах проверок, осуществляемых СРО за деятельностью своих участников;
- Предоставлять сведения бухотчетности СРО и результатах аудита;
- Предоставлять информацию о проведении экспертиз нормативно-правовых актов и их результатах, если СРО принимает в них участие;
- Предоставлять иные сведения, предусмотренные федеральными отраслевыми законами.
Таким образом, в рамках обеспечения информационной открытости, законодатель может потребовать от СРО предоставление дополнительных сведений, связанных с учетом особенностей отрасли или сферы деятельности, в случае, если в фед. законе будет прописана соответствующая норма.
Фед. закон № 113-ФЗ о внесении изменений по вопросам информационной открытости
Несколько дней назад, в начале июня 2013 года вступил в силу новый законодательный акт за номером 113-ФЗ, нормы которого содержат дополнения и изменения во многие нормативно-правовые акты законодательства о саморегулировании относительно информационной открытости СРО в различных отраслях.
Изменения коснутся саморегулируемых организаций оценщиков, арбитражных управляющих, СРО строителей, изыскателей и проектировщиков, кредитных кооперативов, энергетиков. Также предусмотрены масштабные изменения в КОАП и статье седьмой 315-ФЗ.
Следует отметить, что большинство норм рассматриваемого закона вступят в силу только спустя 180 дней или по истечении одного года с момента его опубликования.
Однако две статьи данного нормативно-правого акта уже вступили в силу, сразу же после опубликования, они касаются саморегулируемых организаций в сфере оценочной деятельности и вносят изменения в виде дополнений и изъятий правовых норм в 431-ФЗ.
С июня 2013 года, во исполнение принципа информационной открытости СРО оценщиков обязаны иметь сайты организаций, на которых должна быть размещена информация, указанная в статье 7 Закона «О СРО» (пока в действующей редакции), а также правила деловой и профессиональной этики оценщиков и некоторая другая информация, касающаяся деятельности участников оценочных СРО.
Кроме этого, СРО оценщиков обязаны разработать и утвердить локальный акт – Положение о порядке раскрытия информации.