В электронасосе применяют компенсационную камеру, соединенную трубопроводами с полостями статора и ротора. При подготовке электронасоса к пуску зона статора заполняется трансформаторным маслом или другой нейтральной жидкой средой, обладающей высокими диэлектрическими свойствами. Трансформаторное масло вытесняет из зоны статора воздух через отверстие под пробку. После заполнения зоны статора масло по трубопроводу поступает в компенсационную камеру, заполняет ее полностью, вытесняя воздух через отверстие под пробку.
Рабочая жидкость подается через всасывающий или через напорный патрубок. Заполнив пространство рабочего контура, рабочая жидкость через уплотнительный зазор двумя потоками направляется в зону автономного контура. Один поток по змеевику идет в камеру всасывания рабочего колеса автономного контура. Другой поток через зазор между нижним опорным подшипником, втулкой вала и зазор между экранирующими гильзами ротора и статора поступает в камеру всасывания рабочего колеса, в которой оба потока жидкости встречаются. После заполнения всего внутреннего пространства электронасоса рабочая жидкость поступает в компенсационную камеру по трубопроводу, вытесняя из нее трансформаторное масло до тех пор, пока уровень раздела между трансформаторным маслом и рабочей жидкостью не окажется примерно на половине высоты компенсационной камеры. Затем заполнение электронасоса заканчивается, и все пробки для выпуска воздуха плотно завинчиваются. Насос готов к пуску.
Преимущество такой конструкции электронасоса в том, что зоны статора и ротора взаимосвязаны. В результате этого повышение или понижение давления в зоне ротора автоматически повышает или понижает давление в зоне статора, а усилия, действующие на экранирующую гильзу, снимаются. Кроме того, наличие компенсационной камеры позволяет отводить излишки трансформаторного масла из зоны статора или же подводить в нее недостающее количество масла. Это происходит в процессе работы агрегата, когда обмотки и железо статора, а также омывающее их трансформаторное масло нагреваются. При нагревании трансформаторное масло расширяется и вытесняется в компенсационную камеру до тех пор, пока две соприкасающиеся жидкие среды вновь не уравновесятся.
Рассмотренные герметические фекальные насосы обладают рядом преимуществ, но их применение несколько ограничено из-за возможного обмена сред, заполняющих внутреннюю полость электронасоса и его статорную часть.
С целью улучшения конструкции в некоторых насосах используют диафрагму, установленную в компенсационной камере и разделяющую жидкие среды, находящиеся в полости электродвигателя по обе стороны экранирующей гильзы. Эта схема более перспективна, хотя и имеет существенные недостатки: разрыв диафрагмы или повреждение обмоток статора может привести к аварии. Недостатком является также трудность сборки и разборки насоса.
Рассмотренные способы гидравлической разгрузки постепенно заменяются более эффективными. Поскольку экранирующая гильза статора прилегает к пакету железа, последний является скрепляющим элементом, допускающим увеличение давления внутри двигателя. Упрочнение гильзы со стороны статора осуществляется заполнением пазов в пакете железа статора или устройством пазов специальной формы в пакете железа статора и применением скрепляющих втулок.
Герметические погружные насосы с рабочим давлением, превышающим 9,8-105 h/m2 (10 кг/см2), снабжены скрепляющими втулками. Для получения приемлемого к. п. д. электродвигателя стремятся применять экранирующую гильзу наименьшей толщины, в некоторых случаях 0,5—0,3 мм. Уплотнить гильзу такой толщины очень трудно. Поэтому экранирующую гильзу выполняют различной толщины по длине. В зоне железа статора форма ее цилиндрическая и толщина наименьшая. Центральная тонкостенная часть, начиная от концов пакета железа статора, постепенно переходит в сравнительно толстостенные концевые части, которые соединяются с центральной частью гильзы коническими поверхностями внешней стороны на правом конце гильзы и с внутренней стороны — на левом конце гильзы. Конусный переход от тонкостенной части гильзы к толстостенной обеспечивает отсутствие зон с явно выраженным пиком местных напряжений.
Такие центробежные насосы с экранирующей гильзой сохраняют абсолютную герметичность (без дополнительных скрепляющих средств) при значительных давлениях в зоне ротора. Кроме того, сохраняется высокий к. п. д. электродвигателя благодаря малой толщине центральной части экранирующей гильзы в зоне воздушного зазора. Эта часть гильзы укреплена пакетом железа статора.