Основная концепция интерьера в японском стиле – гармония человека с самим собой и с окружающей обстановкой, умиротворение и естественность взаимопонимания с природой. Дизайн в стиле страны восходящего солнца аскетичен и чужд суетности, он открывает полный беззаботности и очарования путь в бесконечность, японский аналог нирваны. У элементов интерьера и декора нет иерархии – деревянные
двери гармошки а-ля Ниппон, перегородки седзи, немногочисленная и неброская мебель – все непротиворечиво и пребывает в уважительном взаимодействии между собой.
В японском дизайне есть кое-что общее с минимализмом – минимум мебели, максимум открытого пространства и функциональность на первом плане. Утонченность и прямота линий и лаконичность форм рисуют картину созвучия с природой, зримо присутствующей в интерьере в виде рисовой бумаги, традиционного тростника и дерева. В помещении, привычные нам
двери шпонированные или массив уступают место японским перегородкам, ширмам и раздвижным дверям. Седзи – оклеенная рисовой бумагой внешняя перегородка; ёсидо – перегородка раздвижного типа с решеткой из камыша; фусума – то же, что и ёсидо, только с рисовой бумагой вместо камыша и, как правило, с изображениями Фудзи, гейшами, сакурой в цвету или самураями. Фусума применяется, иногда, в качестве ограждения стенного шкафа.
Характерным признаком классического японского интерьера является размещение в центре комнаты основного функционального элемента, который является и центром всей стилевой композиции помещения. Раздвинув
межкомнатные двери ёсидо и зайдя в классическую спальню, вы увидите футон – матрас из хлопка, в самом ее центре. Очаг – в функциональном (не геометрическом) центре жилья, низенький столик и татами (речь идет о классике) – в центре пространства для приема пищи.
К пространству отношение экономное – шкафы ларчики или кайдан-тансу (ступенчатый), иероглифические свитки и светильники из рисовой бумаги располагаются либо по периметру вдоль стен, либо помещаются в токономы – специальные ниши.
У нас, обычно, японский стиль заменяется некой стилизацией – истинный японский дизайн не рассчитан на европейца. Мало того, что чуть не на генетическом уровне европеец привык видеть крепкие двери из массива и столь же крепкую и акцентирующую на себе внимание мебель, так ему еще и непонятна японская страсть к «половой» жизни – в смысле отсутствия стульев и сидения на татами (фактически на полу), из-за чего в традиционном японском жилище интерьер приспособлен под сидящего человека, с учетом чего расположены ниши, мебель, дверные ручки и окна, а также декоративные элементы.
Такой подход к дизайнерским традициям часто присутствует и в современном жилье страны восходящего солнца, в котором до сих пор площадь измеряется в татами, выступающим в качестве организующего пространство модуля.